Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Факультативные занятия

Дата: 16 октября 2017 в 14:23, Обновлено 21 августа в 08:32

Картинки по запросу факультативные занятия картинка

                       Факультативные занятия – форма дифференциации

обучения учащихся

Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) -  разделение, расчленение целого на части, формы, ступени. Для дифференциации обучения в школе существуют две группы причин:

1) внутренние, связанные с различиями в потребностях и  возможностях учащихся в отношении содержания, темпа, методов и средств обучения;

2) внешние, обусловленные различиями в требованиях к  выпускникам школы со стороны учреждений профессионального образования, производства, рынка труда, общества в целом.

Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной  записке к Единым типовым учебным планам, - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся  по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на  активизацию познавательной деятельности.

Функции факультативных занятий:

  • предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения  отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным  олимпиадам и конкурсам;
  • мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая  познавательная мотивация к предмету изучения;
  • общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся,  становления их познавательных и социальных компетенций;
  • профориентационная: факультативные занятия могут  предоставить учащимся большие возможности для  «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Виды факультативных занятий по содержанию:

- факультативы предметной направленности;

- факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности;

- факультативы профориентационной направленности.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для  учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и  централизованном тестировании.

Факультативы общекультурные и общеразвивающие применимы в основном в  начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку.

Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в VII-IX классах базовой школы. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном  самоопределении, которое позволит сделать оптимальный  выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования.

Цель и задачи:

  • Цель – повышение качества образования учащихся  на основе  учета их  индивидуальных образовательных запросов и возможностей. 
  • Задачи – создать условия для:
  • удовлетворения индивидуальных образовательных запросов  учащихся;
  • углубления знаний;
  • развития мышления и интеллектуальных умений;
  • формирования опыта познавательной деятельности;
  • развития навыков самостоятельной и исследовательской  работы;
  • личностного развития;
  • подготовки к осознанному выбору профессии и др.

Принципы:

  • гуманизации;
  • свободы выбора;
  • самоопределения;
  • индивидуализации;
  • личностной ориентации;
  • практической  направленности;
  • вариативности;
  • преемственности и др.

Организационно-методические особенности факультативных  занятий по предмету:

  • безотметочное обучение;
  • акцент на самоанализ и самооценку;
  • высокий уровень самостоятельности;
  • предпочтение поисковым методам и исследованиям;
  • организация интерактивного общения и взаимообучения;
  • высокий уровень обобщения;
  • формирование опыта практического использования  знаний;
  • формирование опыта работы с информацией;
  • расширение опыта познавательной деятельности и развитие познавательного интереса и др

Критерии эффективности факультативного обучения:

  • условий;
  • процесса;
  • результатов:       
  • обученности;
  • личностного развития;
  • здоровья;
  • компетентности педагогов.

Критерии и показатели результативности образовательного процесса на факультативных  занятиях:

а) критерий обученности учащихся:

  • динамика учебных достижений учащихся  по учебным предметам  (учащихся, которые посещают факультативные занятия): успехи на ЦТ, результаты  административных контрольных работ, промежуточной аттестации;
  • динамика количества учащихся, прибегающих к услугам репетиторов;
  • возрастание количества победителей  олимпиад и творческих конкурсов различного уровня;

б) критерий личностного развития:

  • приверженность учащихся ценностям, владение ими учебными и социальными компетенциями, которые отражены в миссии учреждения или модели выпускника;
  • демонстрация учащимися норм этичного поведения;
  • характер потребностей учащихся;
  • стабильность профессиональных  приоритетов школьников;
  • оригинальность образовательных продуктов учащихся;
  • владение учащимися новыми способами деятельности;

в) критерий здоровья, т.е. влияние занятий  учащихся  на факультативах на динамику:

  • количество пропусков занятий по болезни;
  • числа учеников в группе здоровья;
  • количества жалоб учащихся на утомляемость, головные боли;
  • числа учащихся, которые занимаются в спортивных секциях;
  • уровня тревожности учащихся;

г) критерий удовлетворенности субъектов  образовательным процессом:

  • учащихся (динамика учебной мотивации и  отношения  к обучению);
  • родителей (динамика приверженности к факультативным занятиям);
  • учителей (динамика в активизации самообразовательной деятельности и в отношении к работе в условиях данной модели дифференциации обучения школьников);
  • критерий повышения компетентности педагогов.

Факультативные занятия существенно отличаются от обычных уроков. На факультативных занятиях у учащихся больше свободы, возможностей для инициативы, проявления творчества, самостоятельности, личностной самореализации.

Сравнение урока и факультативного занятия  предметной направленности

Признаки для сравнения

Организационная форма обучения

Урок

Факультативное занятие  предметной направленности

Статус в учебном плане школы

Обязательные занятия

Дополнительные занятия

Целевой ориентир

Общеобразовательная подготовка учащихся

Подготовка по предмету на повышенном уровне

Содержание обучения

Определяется программой базового уровня

Определяется программой факультативного занятия

Уровень учебной мотивации учащихся

Не всегда высокий

Как правило, высокий, поскольку соответствует выбору учащегося

Программы и учебные пособия

Государственные программы, пособия имеются в наличии

Возможно использование авторских программ, учебных пособий в наличии может не быть

Оценивание учебных достижений учащихся

Выставляются отметки

Безотметочное обучение, применяются содержательная оценка, средства и процедуры самооценки

Время проведения

В основной сетке часов в первой половине дня

Вне основного расписания

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.