Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Факультативные занятия

Дата: 16 октября 2017 в 14:23, Обновлено 21 сентября в 14:28

РАСПИСАНИЕ

 факультативных занятий для учащихся I-IV классов

 государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г. Витебска»

на I полугодие 2018/2019 учебного года

Название

факультативного курса

Класс

Время проведения

Место проведения

ФИО учителя

Математическая радуга

 1«А»

Вторник 8.00

каб. 311

Порозенко Е.В.

Семь «Я»

1«А»

Среда 8.00

каб. 311

Порозенко Е.В.

Мое Отечество

1«А»

Понедельник 8.00

каб. 205

Двуреченская А.Г.

Вытокi роднай мовы

1«Б»

Вторник 8.00

каб. 302

Береза Н.В.

Математическая радуга

1«Б»

Среда 8.00

каб. 302

Береза Н.В.

Мое Отечество

1«Б»

Понедельник 12.40

каб. 205

Двуреченская А.Г.

Математическая радуга

1«В»

Понедельник 8.00

каб. 308

Артюшевская Т.В.

Семь «Я»

1«В»

Среда 8.00

каб. 308

Артюшевская Т.В.

Мое Отечество

1«В»

Вторник 13.00

каб.308

Двуреченская А.Г.

Решение текстовых задач

2«А»

Понедельник 8.00

каб. 305

Галанова И.Л.

«Язык родной, дружи со мной»

2«А»

Среда 8.00

каб. 305

Галанова И.Л.

Математическая радуга

2«А»

Вторник 8.00

каб. 305

Галанова И.Л.

Математическая радуга

2«Б»

Понедельник 8.00

каб. 309

Деревнюк С.Л.

Решение текстовых задач

2«Б»

Четверг 8.00

каб. 309

Деревнюк С.Л.

Учусь творчески мыслить

2«Б»

Четверг  8.00

каб. 205

Двуреченская А.Г.

Учусь творчески мыслить

2«В»

Понедельник 8.00

каб. 303

Грядовкина  Е.В.

Решение текстовых задач

2«В»

Среда 8.00

каб. 303

Грядовкина  Е.В.

Математическая радуга

2«В»

Четверг 8.00

каб. 303

Грядовкина  Е.В.

Решение текстовых задач

3«А»

Пятница 13.05

каб. 307

Пахомович И.Ю.

Решение текстовых задач

3«Б»

Вторник 13.05

каб. 310

Оболенская М.Ю.

Решение текстовых задач

3«В»

Четверг 8.00

каб. 204

Янченко Л.С.

Решение текстовых задач

3«Г»

Четверг 8.00

каб. 202

Оболенская Е.Ю.

Решение текстовых задач

4«А»

Среда 8.00

каб. 215

Волошко Л.В.

Речевой этикет

4«А»

Четверг 8.00

каб. 215

Волошко Л.В.

Роднае слова

4«Б»

Среда 8.00

каб. 301

Асташонок А.П.

Решение текстовых задач

4«Б»

Четверг 8.00

каб. 301

Асташонок А.П.

«Язык родной, дружи со мной»

4«В»

Среда 8.00

каб. 304

Бурма И.Н.

Решение текстовых задач

4«В»

Пятница 8.00

каб. 304

Бурма И.Н.

Решение текстовых задач

4«Г»

Четверг 8.00

каб. 213

Рудикова О.С.

Речевой этикет

4«Г»

Пятница 8.00

каб. 213

Рудикова О.С.

 РАСПИСАНИЕ

 факультативных занятий для учащихся V-XI классов

 государственного учреждения образования

 «Средняя школа № 28 г. Витебска»

на I полугодие 2018/2019 учебного года

Название факультативного занятия

Класс

Время проведения

Место проведения

(кабинет)

Ф.И.О. учителя

Грані слова: ад гука да сказа

5 «Б»

Понедельник

14.00 –   14.45

Каб. 213

Кононова О. О.

Путешествие в страну занимательной математики

5 «А», «Б»

Среда

08.00 – 08.45

Каб. 308

Корнеева И. А.

Домашняя мастерская.

Игрушка

5 «А», «Б», «В»

Вторник

14.55 – 15.40

Столярные

мастерские

Гайдар  М. А.

Беларускія землі ад старажытнасці да сярэдзіны XIII ст.

6 «А», «Б»

Пятница

14.55 – 15.40

Каб. 306

Кутынко  А. А.

Кружевница

6 «А», «Б»

Пятница

14.55 – 15.40

Швейные

мастерские

Мастыко Т. В.

Всемирная история нового времени, XVI-XVIII вв.: страны и люди

8 «А», «Б»

Понедельник

08.00 – 08.45

Каб.306

Кутынко А. А.

Школа юных математиков

8  «Б»

Четверг

08.00 – 08.45

Каб. 309

Плют  Н. Ю.

Готовимся к изучению химии на повышенном уровне

9 «А», «Б»

Среда

08.00 – 08.45

Каб. 303

Юпатова Е. И.

Секреты синтаксиса и пунктуации

9 «А»

Пятница

08.00 – 08.45

Каб. 202

Якимович  О. Д.

Моё профессиональное будущее

9 «А»

Среда

14.55 – 15.40

Каб. 202

Леоненкова Т. Э.

Моё профессиональное будущее

9 «Б»

Пятница

14.55 – 15.40

Каб. 307

Хвалько Н. Г.

Простые решения сложных задач

9 «А», «Б»

Понедельник

14.55 – 15.40

Каб. 307

Хвалько Н. Г.

Информатика

9 «А», «Б»

Среда

08.00 – 08.45

Каб. 203

Хританькова Е. В.

Алгебра учит рассуждать

10

(база)

Среда

08.00 – 08.45

Каб. 207

Красовская И. Н.

История Беларуси в именах и событиях

11

(база)

Четверг

15.50 – 16.35

Каб. 304

Чудаков В. В.

Лексико-грамматический практикум

11

(база)

Понедельник

14.55 – 15.40

Каб. 211

Иванова Ю. В.

                       Факультативные занятия – форма дифференциации обучения учащихся

Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) -  разделение, расчленение целого на части, формы, ступени. Для дифференциации обучения в школе существуют две группы причин:

1) внутренние, связанные с различиями в потребностях и  возможностях учащихся в отношении содержания, темпа, методов и средств обучения;

2) внешние, обусловленные различиями в требованиях к  выпускникам школы со стороны учреждений профессионального образования, производства, рынка труда, общества в целом.

Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной  записке к Единым типовым учебным планам, - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся  по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на  активизацию познавательной деятельности.

Функции факультативных занятий:

  • предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения  отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным  олимпиадам и конкурсам;
  • мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая  познавательная мотивация к предмету изучения;
  • общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся,  становления их познавательных и социальных компетенций;
  • профориентационная: факультативные занятия могут  предоставить учащимся большие возможности для  «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Виды факультативных занятий по содержанию:

- факультативы предметной направленности;

- факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности;

- факультативы профориентационной направленности.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для  учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и  централизованном тестировании.

Факультативы общекультурные и общеразвивающие применимы в основном в  начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку.

Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в VII-IX классах базовой школы. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном  самоопределении, которое позволит сделать оптимальный  выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования.

Алгоритм организации предметных факультативных занятий в старших классах общеобразовательного учреждения.

1. Первый шаг – изучение администрацией и педагогом правовых нормативных документов, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций, соответствующей литературы и образцов опыта, в которых раскрываются  нормы и рекомендации по организации факультативного обучения.  Каждый педагог обязан  знать приоритеты образовательной политики на современном этапе, нормы и  требования ведомственных нормативных документов, касающиеся нововведений, происходящих в системе  общего среднего образования.

2. Проводится глубокая разъяснительная работа с учащимися и их родителями. Важно, чтобы каждый  понимал, что и как в школе изменяется, какова  его роль в  предстоящих изменениях, каковы права и возможности их реализации, какова мера ответственности за свой выбор и участие в  этом большом общем деле.

Сущность факультативного обучения:

  • определение факультативного занятия;
  • виды факультативных занятий (по целевой направленности);
  • цель и задачи;
  • принципы;
  • организационно-методические особенности факультативных занятий;
  • алгоритм организации;
  • механизмы управления;
  • критерии эффективности.

Виды факультативных занятий:

  • общеразвивающие;
  • профориентационные;
  • предметные, углубляющие.

Цель и задачи:

  • Цель – повышение качества образования учащихся  на основе  учета их  индивидуальных образовательных запросов и возможностей. 
  • Задачи – создать условия для:
  • удовлетворения индивидуальных образовательных запросов  учащихся;
  • углубления знаний;
  • развития мышления и интеллектуальных умений;
  • формирования опыта познавательной деятельности;
  • развития навыков самостоятельной и исследовательской  работы;
  • личностного развития;
  • подготовки к осознанному выбору профессии и др.

Принципы:

  • гуманизации;
  • свободы выбора;
  • самоопределения;
  • индивидуализации;
  • личностной ориентации;
  • практической  направленности;
  • вариативности;
  • преемственности и др.

Организационно-методические особенности факультативных  занятий по предмету:

  • безотметочное обучение;
  • акцент на самоанализ и самооценку;
  • высокий уровень самостоятельности;
  • предпочтение поисковым методам и исследованиям;
  • организация интерактивного общения и взаимообучения;
  • высокий уровень обобщения;
  • формирование опыта практического использования  знаний;
  • формирование опыта работы с информацией;
  • расширение опыта познавательной деятельности и развитие познавательного интереса и др.

Алгоритм организации факультативного обучения:

  • изучение нормативных документов и литературы;
  • информирование учащихся, учителей, родителей;
  • изучение и систематизация образовательных  запросов учащихся;
  • инвентаризация потенциальных возможностей  педагогического коллектива;

Критерии эффективности факультативного обучения:

  • условий;
  • процесса;
  • результатов:       
  • обученности;
  • личностного развития;
  • здоровья;
  • компетентности педагогов.

Критерии и показатели результативности образовательного процесса на факультативных  занятиях:

а) критерий обученности учащихся:

  • динамика учебных достижений учащихся  по учебным предметам  (учащихся, которые посещают факультативные занятия): успехи на ЦТ, результаты  административных контрольных работ, промежуточной аттестации;
  • динамика количества учащихся, прибегающих к услугам репетиторов;
  • возрастание количества победителей  олимпиад и творческих конкурсов различного уровня;

б) критерий личностного развития:

  • приверженность учащихся ценностям, владение ими учебными и социальными компетенциями, которые отражены в миссии учреждения или модели выпускника;
  • демонстрация учащимися норм этичного поведения;
  • характер потребностей учащихся;
  • стабильность профессиональных  приоритетов школьников;
  • оригинальность образовательных продуктов учащихся;
  • владение учащимися новыми способами деятельности;

в) критерий здоровья, т.е. влияние занятий  учащихся  на факультативах на динамику:

  • количество пропусков занятий по болезни;
  • числа учеников в группе здоровья;
  • количества жалоб учащихся на утомляемость, головные боли;
  • числа учащихся, которые занимаются в спортивных секциях;
  • уровня тревожности учащихся;

г) критерий удовлетворенности субъектов  образовательным процессом:

  • учащихся (динамика учебной мотивации и  отношения  к обучению);
  • родителей (динамика приверженности к факультативным занятиям);
  • учителей (динамика в активизации самообразовательной деятельности и в отношении к работе в условиях данной модели дифференциации обучения школьников);
  • критерий повышения компетентности педагогов.

Факультативные занятия существенно отличаются от обычных уроков. На факультативных занятиях у учащихся больше свободы, возможностей для инициативы, проявления творчества, самостоятельности, личностной самореализации.

Сравнение урока и факультативного занятия  предметной направленности

Признаки для сравнения

Организационная форма обучения

Урок

Факультативное занятие  предметной направленности

Статус в учебном плане школы

Обязательные занятия

Дополнительные занятия

Целевой ориентир

Общеобразовательная подготовка учащихся

Подготовка по предмету на повышенном уровне

Содержание обучения

Определяется программой базового уровня

Определяется программой факультативного занятия

Уровень учебной мотивации учащихся

Не всегда высокий

Как правило, высокий, поскольку соответствует выбору учащегося

Программы и учебные пособия

Государственные программы, пособия имеются в наличии

Возможно использование авторских программ, учебных пособий в наличии может не быть

Оценивание учебных достижений учащихся

Выставляются отметки

Безотметочное обучение, применяются содержательная оценка, средства и процедуры самооценки

Время проведения

В основной сетке часов в первой половине дня

Вне основного расписания

Для анализа занятия необходимо каждому компоненту поставить в соответствие ряд индикаторов (показателей, характеристик), с помощью которых можно судить о том, в какой степени образовательный процесс адекватен программе факультатива, ожиданиям учащихся, в какой степени в нем  учтена специфика данной формы обучения учащихся.

Состав этих индикаторов:

цели:

  • соответствие программе факультатива;
  • преемственность с целями урока;
  • диагностичность постановки;
  • реалистичность;
  • самоопределение учащихся на свой личный  образовательный результат;  

содержание занятия:

  • отбор содержания занятия в соответствии с  его целями;
  • содержательная преемственность с учебным  предметом;
  • соответствие программе факультативного курса;
  • наличие деятельностного содержания  образования;
  • проблемность и привлекательность учебной  информации;
  • доступность и посильность изучаемого материала;
  • оптимальность объема, который предложен для усвоения;

учитель и его деятельность:

  • умение планировать образовательный процесс;
  • степень владения учебным материалом повышенного уровня;
  • умение структурировать учебный материал;
  • владение педагогической техникой;
  • культура речи, ее образность, эмоциональность, внешний вид;
  • умение общаться с учащимися;

учащиеся и их деятельность:

степень владения содержанием учебной программы  базового уровня;

  • степень заинтересованности в данном факультативе;
  • познавательная активность, творчество и самостоятельность;
  • владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии;
  • умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками;

Формы, методы и средства проведения факультативного занятия:

  • оптимальность выбора форм, методов и средств в  соответствии с целями факультативного занятия;
  • умение учащихся работать в рамках предложенных  учителем форм и методов;
  • технологическая преемственность факультативного занятия и основного курса;
  • рациональность чередования методов обучения;
  • рациональность использования учебного времени;
  • дидактическая оснащенность занятия;
  • соблюдение правил охраны труда и техники безопасности; 

результат занятия:

  • оптимальность обратной связи с учащимися;
  • возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов;
  • наличие содержательной рефлексии;
  • обучающий эффект занятия;
  • степень вероятности успешного решения воспитательных и развивающих задач занятия, развития  мышления учащихся их исследовательской компетентности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.