Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, профессиональной деятельности. У каждого из нас есть свое представление о работе, которое родители, порой сами того не ведая, передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Что может быть для человека сложнее, чем выбор профессионального пути? Помогая ему в осознании этого выбора, прежде всего нужно руководствоваться заповедью: не навреди. Нельзя допустить, чтобы ваши благие старания помочь ребенку обернулись против него. Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессиональной направленности подростка переоценить трудно. В 16-17-летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, почти отсутствует. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально значимые качества и возможность их компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами, подростки обычно просто не учитывают.
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:
- Позитивная активная позиция (Родители стараются помочь детям выбрать профессию с
учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей).
- Жесткая активная позиция (Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме
предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом
индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются
минимально, или вообще игнорируются. Никаких объяснений ребенку не дается).
- Пассивная позиция (Родители самоустраняются, предоставляя детям самостоятельно
выбирать профессию).
Как могут помочь родители при выборе профессии:
- Учитывать и адекватно оценивать индивидуальные особенности ребенка
- Учитывать при выборе профессии, что это процесс не только рациональный, но и
эмоциональный (нужно изучить все аспекты профессии)
- Помочь ребенку как можно больше узнать о выбранной профессии (беседа с людьми,
которые работают в этой области)
- Учитывать мотивацию ребенка (принимать ее всерьез; неприемлемы высказывания «мал
еще, ничего не понимаешь», «потом будешь благодарен»). Если ребенок не будет
замотивирован, он не станет хорошим специалистом. Кроме того, неправильно выбранная
профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
- Не видеть в ребенке источник реализации ваших несбывшихся планов (всю жизнь хотел
быть врачом: будешь врачом – будешь нас лечить / станешь экономистом – передадим
тебе семейный бизнес)
- Не ориентироваться на престижность учебного заведения (целесообразно сначала
выбрать профессию, а потом – учебное заведение)
- Не предлагать ребенку выбрать профессию, которая с точки зрения родителей всегда
будет востребована. Нужно выбрать такую профессию, в которой он будет
конкурентоспособным. (никакая профессия не является панацеей от безработицы)
- Часто самые адекватные советы родителей оказываются не воспринятыми, если между
детьми и родителями отсутствует контакт. (необходимо перестроить отношения
«взрослый – ребенок», которые вызывают защитно-протестные реакции у ребенка своей
ультимативной формой на отношения, основанные на взаимоуважении и взаимодоверии)
- Не предъявлять ребенку завышенные требования, не соответствующие его
возможностям (ставить в пример более успешных сверстников). Такое поведение
приводит к неадекватной самооценке, вплоть до комплекса неполноценности. При этом,
как правило, родители обвиняют ребенка в лени
- Должен быть «запасной вариант» профессии
- стараться не ориентировать ребенка сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор). Объяснить, что для этого придется много работать
- Рассматривать профессии, которые не являются в данный момент престижными, но они
значимы в жизни
- Не переносите отношение к конкретному представителю той или иной профессии на
саму профессию
- Не отождествляйте нелюбимый предмет с профессией
Собрал как-то Лев, царь зверей, всех животных и сказал:
- Кто умный – отойдите направо, кто красивый – налево.
Все звери расступились в разные стороны, а одна мартышка металась то вправо, то влево, потому что не могла сообразить, чем она обладает в большей степени: красотой или умом.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, профессиональной деятельности. У каждого из нас есть свое представление о работе, которое родители, порой сами того не ведая, передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Что может быть для человека сложнее, чем выбор профессионального пути? Помогая ему в осознании этого выбора, прежде всего нужно руководствоваться заповедью: не навреди. Нельзя допустить, чтобы ваши благие старания помочь ребенку обернулись против него. Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессиональной направленности подростка переоценить трудно. В 16-17-летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, почти отсутствует. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально значимые качества и возможность их компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами, подростки обычно просто не учитывают.
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:
- Позитивная активная позиция (Родители стараются помочь детям выбрать профессию с
учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей).
- Жесткая активная позиция (Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме
предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом
индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются
минимально, или вообще игнорируются. Никаких объяснений ребенку не дается).
- Пассивная позиция (Родители самоустраняются, предоставляя детям самостоятельно
выбирать профессию).
Как могут помочь родители при выборе профессии:
- Учитывать и адекватно оценивать индивидуальные особенности ребенка
- Учитывать при выборе профессии, что это процесс не только рациональный, но и
эмоциональный (нужно изучить все аспекты профессии)
- Помочь ребенку как можно больше узнать о выбранной профессии (беседа с людьми,
которые работают в этой области)
- Учитывать мотивацию ребенка (принимать ее всерьез; неприемлемы высказывания «мал
еще, ничего не понимаешь», «потом будешь благодарен»). Если ребенок не будет
замотивирован, он не станет хорошим специалистом. Кроме того, неправильно выбранная
профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
- Не видеть в ребенке источник реализации ваших несбывшихся планов (всю жизнь хотел
быть врачом: будешь врачом – будешь нас лечить / станешь экономистом – передадим
тебе семейный бизнес)
- Не ориентироваться на престижность учебного заведения (целесообразно сначала
выбрать профессию, а потом – учебное заведение)
- Не предлагать ребенку выбрать профессию, которая с точки зрения родителей всегда
будет востребована. Нужно выбрать такую профессию, в которой он будет
конкурентоспособным. (никакая профессия не является панацеей от безработицы)
- Часто самые адекватные советы родителей оказываются не воспринятыми, если между
детьми и родителями отсутствует контакт. (необходимо перестроить отношения
«взрослый – ребенок», которые вызывают защитно-протестные реакции у ребенка своей
ультимативной формой на отношения, основанные на взаимоуважении и взаимодоверии)
- Не предъявлять ребенку завышенные требования, не соответствующие его
возможностям (ставить в пример более успешных сверстников). Такое поведение
приводит к неадекватной самооценке, вплоть до комплекса неполноценности. При этом,
как правило, родители обвиняют ребенка в лени
- Должен быть «запасной вариант» профессии
- стараться не ориентировать ребенка сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор). Объяснить, что для этого придется много работать
- Рассматривать профессии, которые не являются в данный момент престижными, но они
значимы в жизни
- Не переносите отношение к конкретному представителю той или иной профессии на
саму профессию
- Не отождествляйте нелюбимый предмет с профессией
Собрал как-то Лев, царь зверей, всех животных и сказал:
- Кто умный – отойдите направо, кто красивый – налево.
Все звери расступились в разные стороны, а одна мартышка металась то вправо, то влево, потому что не могла сообразить, чем она обладает в большей степени: красотой или умом.