Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

Семья и семейные ценности

Дата: 21 декабря 2020 в 08:47

Семья как коллектив

Семья - основная ячейка общества. То, что происходит в ней, создает ценности, формирует культуру и социальную защищенность общества. Если все соглашаются с тем, что семья - это основанная на браке и кровном родстве группа людей, члены которой связаны любовью и ответственностью, брак - это постоянный союз мужчины и женщины, созданный ради семьи и продолжения рода, а целомудрие - важнейшее условие для сохранения стабильности семьи, то само общество обретет ту же стабильность и надежность, как и сама семья.

«Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». (Ф. Адлер, психолог)

«Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» (Энтони Гидденс, английский социолог)

«Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей» (Социологический словарь. Харчев А.Р. Брак и семья в СССР. М. Мысль, 1979 г.)

Семья – это и общий дом, и совместные дела, и теплые добрые отношения между родными людьми.

Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Русское слово

«семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (Seima) – от слова Земля, т.е., восходит от значения территориальной общности. В древнеславянских языках слово «семья» означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно). Например, во Франции в понятие «семьи» входила группа лиц, запирающихся на ночь одним замком», а русская земская статистика определяла семью по числу едоков, исходя из того, что по представлению крестьян, в понятие «семья входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка». До Второй мировой войны в Беларуси преобладала патриархальная семья (главный в доме мужчина, все ему подчиняются). В послевоенные годы стала доминировать детоцентристская семья, в которой главное – благополучие детей, сохранение брака ради детей. Примерно, с 60-х годов 20 века возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака, т.е., произошел переход от брака по расчету к браку по любви. Это, конечно, огромное достижение человечества, но такой брак наименее устойчив, резко увеличилось число разводов (несходство характеров), т. о., конец 20 - начало 21 века внесли свои изменения в семейную жизнь.

 

Семья является не просто первичным и важнейшим институтом социализации человека, но и местом, где наиболее открыто транслируются результаты этой социализации. Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, социально- статусная, образовательно-воспитательная, психотерапевтическая, духовно- досуговая.


Семья как система.

Любая семья - это всегда система, нечто целое, единый организм, живущий по своим законам. Система отличается от простой совокупности элементов тем, что в ней нельзя изменить ничего относительно одного элемента, не затронув при этом и всех остальных. Это можно проиллюстрировать таким примером: если на столе лежит несколько отдельных бусин, мы можете убрать или переместить любую из них, и с остальными ничего не произойдет. Но если на столе лежит ожерелье из бус, мы не может сдвинуть, ни одну бусину, не приведя тем самым в движение и все остальные. Так и в семье — любое значимое событие в жизни одного из ее членов обязательно отражается на семье в целом, на жизни всех остальных. Хотим мы этого или нет, все мы, кроме уж совершенно одиноких людей, являемся членами семейных систем и должны учитывать это, принимая то или иное важное решение.

Семейная система обладает определенной характеристикой. В любой семейной системе есть своя иерархия (порядок подчиненности, расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) - оговоренные или подразумеваемые правила касательно того, кто «главнее», кто принимает решения, чье мнение учитывается в первую очередь. Правильная, естественная иерархия должна быть построена на здравом смысле, то есть «главнее» тот, кто старше, умнее, опытнее, от кого в большей степени зависит благосостояние семьи. В традиционных культурах это мужчина - добытчик или женщина - организатор домашнего хозяйства, в современном мире два работающих супруга могут делить между собой место наверху семейной иерархии. При естественной иерархии семейная система устойчива и гармонична, каждый член семьи получает столько заботы, сколько ему нужно, и имеет столько ответственности, сколько способен нести.

 

Нередко встречаются нарушения иерархии, например, всю семью фактически подчиняет себе капризный ребенок, становясь «семейным тираном», или властная бабушка руководит внуками через голову их родителей, или мужчина находится на положении одного из детей своей жены, или ребенок родителей алкоголиков фактически становится их родителем и родителем своих младших братьев и сестер. Любое нарушение иерархии делает семейную систему негармоничной, провоцирует конфликты и недовольство. Тот, кто отказывается от ответственности, перекладывает ее на плечи других. Тот, кто забирает себе много власти, лишается права на проявление слабости и заботу. Нарушения иерархии всегда отражаются на отношениях между поколениями в семье. Это может проявляться в виде постоянных конфликтов или в виде скрываемого (возможно, от самих себя) постоянного недовольства, напряжения, невозможности расслабленно, откровенно общаться с родителями или с детьми, раздражающего ощущения зависимости, слишком эмоциональных реакций на пустяковые, казалось бы, реплики или поступки.

С появлением в семье ребенка проблемы нарушения иерархии, если они есть, могут обостриться. Например, супруг, занимавший прежде положение ребенка, может быть недоволен, что теперь придется быть более ответственным и менее зависимым. Бабушка, которая до сих пор считает свою дочь маленькой девочкой, может вмешиваться в ее отношения с ребенком. Проблемы нарушения иерархии могут принести в семью и сами дети. Например, девочка, которая фактически уже несколько лет была мамой для своего младшего брата, с трудом сможет вновь вернуться к положению ребенка и предоставить заботу о малыше взрослому (в приемной семье).

Гармоничная семейная система обладает значительной гибкостью, способностью приспосабливаться к изменившейся ситуации, сохраняя вместе с тем все, что для членов семьи дорого и важно. Гибкость позволяет семье переживать критические ситуации, которых в жизни немало (переезд, изменение материального положения, изменение состава семьи и пр.) Кризисом, по сути, является приход в семью любого нового человека, особенно ребенка. Изменится образ жизни, увеличится сфера ответственности, станет меньше времени на общение друг с другом. Ребенок, особенно не имеющий опыта жизни в семье или живший в неблагополучной семье, может с трудом приспосабливаться, не уметь строить отношения, завоевывать свое место в семье слишком нерешительно или, напротив, бесцеремонно. Сможет ли семья измениться так, чтобы быть способной удовлетворить потребности ребенка и вместе с тем не потребовать от своих членов жертв, которые через некоторое время начнут казаться чрезмерными? Например, если супруги вместе решают взять в семью ребенка, однако потом муж ничего не меняет в своей жизни, продолжает все свое время посвящать работе, как делал это раньше, а с ребенком, имеющим трудности поведения, общается весь день и решает все проблемы его жена.

Гибкость тоже не должна быть чрезмерной. Доведенная до крайности, она превращается в хаотичность, непредсказуемость. Таковы некоторые студенческие и богемные семьи, в которых никто не знает, что будет завтра, нет устоявшихся традиций и правил, все зависит от настроения или спонтанного решения. Хаотичностью часто отличаются и семьи алкоголиков, и опыт жизни в такой семье делает для ребенка очень трудным освоение правил, обязанностей, распорядка дня, необходимости делать что - либо регулярно, независимо от настроения. Даже благополучная во всех остальных отношениях семья, если она отличается хаотичностью, не может организовать свою жизнь, просто не справится с воспитанием ребенка, прежде всего с уходом за ним и с помощью в учебе. Ведь варить кашу и проверять уроки нужно каждый день.

Еще одна важная характеристика семьи - сплоченность, теплота отношений. Это и взаимопонимание, и душевный комфорт в обществе друг друга, и готовность прийти на помощь. Сплоченность совершенно необходима семье, которая собирается взять ребенка. С одной стороны, чувство общности, взаимопомощь, поддержка позволят преодолеть трудности. С другой - сплоченность, близость, теплота - это то, ради чего в первую очередь ребенка устраивают в семью.

 

Вместе с тем встречаются семьи с избыточной сплоченностью, доходящей до слияния, слипания. В этих семьях все очень сильно привязаны друг к другу, но при этом отрицается право отдельного человека на свои интересы, на распоряжение собственной жизнью. Члены семьи не признают личных границ друг друга, права иметь свою территорию, свои тайны, свои интересы или отношения с другими людьми. Происходит «удушение любовью», формируется зависимость друг от друга. Такие семьи вообще с трудом принимают нового члена, а если берут ребенка, то сразу же предъявляют к нему требования «любить», «быть близким», «быть своим» и не готовы принять ни прошлых привязанностей ребенка, ни его права на определенную независимость.

Семья является очень удобной формой сосуществования людей потому, например, что в ней возможно эффективное разделение труда. Нет необходимости каждому отдельно готовить себе еду, выращивать овощи в огороде, приносить продукты и т. д. Каждый делает то, что у него лучше получается или что ему нравится. Примерно так же обстоит дело с разделением психологических «обязанностей». В каждой семейной системе существует определенное разделение семейных ролей. Есть тот, кто всегда всех мирит, тот, кто принимает решения, тот, кто разрушает привычные стереотипы, тот, кто «отвечает» за отношения с окружением (соседями, родней), тот, кто планирует, тот, кто разряжает обстановку шуткой, тот, кто всегда недоволен, и т. д. В гармоничной семье распределение ролей помогает каждому найти свое, комфортное место в системе. При этом важно, чтобы семейная роль отвечала личным особенностям и потребностям человека, и каждый должен иметь возможность сменить свою роль, если это в данный момент ему нужно. Так, семейный «миротворец» тоже должен иметь возможность порой высказать претензии, а тот, кто обычно не унывает и всех подбадривает, тоже должен иметь право на плохое настроение и упадок сил и рассчитывать на поддержку семьи.

Проблемы начинаются тогда, когда какие-то обязанности никто не хочет выполнять,— например, никто не хочет принимать решения. Или, напротив, на какую-то роль претендуют слишком многие, например, на роль семейного любимца. Встречаются также роли, которые сами по себе негармоничны, поскольку наносят вред их «исполнителю». Такова, например, роль «козла отпущения», которую часто играет в семье ребенок, особенно мальчик, или отец. Это тот, «из за кого все», тот, кто все делает не так, с кем вечно случаются неприятности, кто всем создает проблемы. Семья постоянно жалуется на «козла отпущения», хотя как система заинтересована в нем - он позволяет остальным быть «хорошими» и быть «вместе» против него. Негармонична и роль «семейного тирана». Хотя, кажется, что в этом случае страдает не сам исполнитель, а все остальные, на самом деле не все так однозначно. «Тиран» лишается теплоты и права побыть иногда слабым, а остальных членов семейной системы может вполне устраивать инфантильное, безответственное существование под его неограниченной властью.

 

Ребенку, который вступит в семью, придется освоиться с распределением в ней ролей и сориентироваться, к кому идти с жалобами, от кого скрывать проделки, а с кем проводить выходной. Кроме того, ребенок сам должен найти свою роль в семье, и эта роль во многом определит его развитие. Для ребенка с трудным поведением очень велика вероятность получить роль если не «козла отпущения», то «нашей вечной семейной проблемы», или «воплощения семейных достижений», или «ужасной бедняжки, который пропал бы, если бы не мы». Все эти роли приводят не к лучшим результатам в развитии личности и становлении характера.

Любая семья существует не сама по себе, а включена в цепь поколений. И то, как именно будет устроена и будет действовать данная семейная система, во многом зависит от того, какие примеры, уроки, заветы она получила от своих предков. То есть, семейная система во многом определяется семейной историей. Если, например, в семье на протяжении нескольких поколений старший ребенок был нелюбимым и проблемным, а все родительские чаяния сосредоточивались на младшем, это может стать образцом для невольного подражания. Молодое поколение, заводя собственные семьи, будет уже словно ожидать от старшего ребенка чего-то плохого, — а такие ожидания родителей непременно оправдываются. Или, например, в нескольких поколениях отец по какой-либо причине оставлял жену с ребенком. Такой сценарий может стать для семьи стереотипным и повторяться вновь и вновь. Тогда появление ребенка у бездетной супружеской пары может спровоцировать разрыв, особенно если без отцов выросли и муж, и жена, — ведь они просто не представляют себе, как это жить отцу вместе с ребенком.

Семейная история не приговор, в ней нет никакой мистики, никакого «родового проклятья». Просто опыт предков действует на нас на подсознательном уровне и подсказывает выходы из сложных ситуаций, которые в этот момент кажутся нам самыми простыми и естественными. Если знать об этом, то сила такого «внушения» сразу ослабевает, и мы начинаем мыслить более разумно и самостоятельно.

 

С другой стороны, семейная история служит для нас и источником силы. Когда мы впадаем в отчаяние оттого, что у ребенка сплошные простуды или нам не хватает денег ему на модную одежду, достаточно вспомнить опыт своей бабушки, которая в полной бедности вырастила и поставила на ноги тяжело больного сына. Для семей, которые берут на воспитание ребенка, источником силы и поддержки может стать опыт воспитания приемных детей, который был в их семьях. Нередко именно люди, которые сами в детстве попали в хорошую семью и были там счастливы, становятся прекрасными воспитателями для детей с тяжелым прошлым.

Семейные отношения сложны и многообразны, в реальной жизни они теснейшим образом переплетаются. 


Семейные ценности как часть национальных ценностей.

Семейные ценности – это общие интересы всей семьи: любовь, верность,  уважение, доверие, понимание, дом, дети. Семейные ценности передаются по наследству, их нельзя купить, а можно только беречь, как зеницу ока. Семья укрепляется семейными ценностями, имеющими непосредственную связь с духовно-нравственными ценностями, сложившимися в процессе культурного развития Беларуси: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Беларусь начинаетчся с белорусской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода.

К извечным ценностям белорусского народа чаще всего относят – мягкость, скромность, всепрощение, целомудрие, терпеливое принятие жизни, духовное её осмысление.

Исследователи многих стран отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления. Для белорусов характерным является уважение права, законопослушание. Одно из главных мест в этой системе занимает толерантность, трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие - характерные черты белорусов.


Азбука семейных ценностей.

 

Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.

Взаимопомощь – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основанные на общих интересах и целях.

Взаимопонимание – согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.

Воля – одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками.

Воспитание – помощь в закреплении тех наследственных правил поведения, которые дети получили от родителей, а также духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, активное участие в обучении, умственном и физическом совершенствовании детей.

Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.

Долг – обязанность, призвание; например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги.

Душевность - отзывчивость, искренность, добросердечие, сострадательность, добротолюбие; люди с этими качествами душевно щедры, милосердны, умеют чувствовать чужую боль и всегда готовы прийти на помощь.

Забота – внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попечение и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым.

Искренность – открытость, прямодушие, честность, неподдельность, душевность, прямота, правдивость; искренний человек не притворяется и не скрывает своего истинного отношения к окружающему

Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.

Мораль – система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям; нравственность, этика.

Надежный – такой, который внушает доверие, на которого можно положиться.

Нежность – теплота и мягкость, тонкость и хрупкость в отношениях. Поступки, выражающие нежные чувства, ласковые слова.

Правота – верность, истинность, правильный образ действий и мыслей.

Радость – чувство большого удовольствия и душевного удовлетворения, хорошее, праздничное настроение, веселье, жизнерадостность.

Радушие – сердечное отношение в сочетании с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу, приветливость, хлебосольство, радушный прием.

Скромность – простота в обращении, критическое отношение к себе, уважение к другим, нежелание подчеркивать свои заслуги.

Сердечность – доброе сердце, искренность, душевность, сострадательность, отзывчивость, радушие, внимательность.

Совесть – врожденное нравственное чутье; сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи.

Сострадание – чувство жалости, вызванное чьим-либо несчастьем, тяжелой судьбой. Это, например, сострадание к сиротам.

Сочувствие – понимание чувств другого человека; неравнодушие, соболезнование; способность относиться с участием, состраданием к чьему-либо переживанию, беде; разделять чужое горе.

Справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям.

Уважение – чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг; почтение – глубокое уважение, обычно к лицу, старшему по возрасту, по положению, знаниям.

        Человеколюбие – любовь, милосердие, доброта, приветливость.

Чуткость – способность чутко относиться к окружающим; душевность, отзывчивость, участие, внимание, сердечность.


Семья и любовь многоликая.

Семья - это школа любви. Только в благополучной семье человек становится человеком высоких ценностей, чести, настоящей любви, глубокого сердца, и, как следствие, толерантным и патриотичным гражданином. В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребенка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь и, в конце концов, любя собственных детей. Не побывав в роли ребенка, человеку, например, будет очень трудно быть родителем. А не видя любовь папы и мамы, он будет испытывать трудности при создании собственной семьи.

Детство - время общения на основе любви, это обучения умению любить и напитываться любовью родителей. В этом возрасте ребенок учится главному условию сохранения семьи: любви и миру. Не получив любви родителей, ребенку не научиться любить, не вырасти в любви. Глядя на вас, будущих родителей, ваш будущий ребенок научится если не любить, то, по крайней мере, терпеть. К сожалению, многие дети остаются без одного из родителей, как правило, без папы. А многие, вообще, с первых же дней лишаются родителей. И у них не остается главного источника любви.

Чему учится ребенок в отношениях с родителями? Самое главное - нормы нравственного поведения, ценности. Это касается отношений и со старшими, и с друзьями, и с противоположным полом.

Во-первых, целомудренному поведению научиться можно только у родителей. Объяснить авторитетно этот закон отношений может только любящий родитель.

Во-вторых, обычно ребенок повторяет успешный опыт родителей в своей личной жизни. Отношения между родителями — это своеобразный учебник любви, любви сексуальной в частности. Любя братьев и сестер в своей семье, ребенок учится дружить и, что еще важнее, строить гармоничные отношения с противоположным полом. Это своеобразная подготовка к браку. Известно, если мальчик воспитывался в благополучной семье, еще лучше - вместе с сестрой, близкой по возрасту - чуть моложе или чуть старше, то практически наверняка в браке он будет счастлив. У таких мужчин доля разводов составляет всего лишь 20%.

 

Став родителем, человек постигает всю глубину родительской любви. Самый чистый альтруизм выражен именно здесь, в полной самоотдаче и сопереживании другому человеку. И так раскрывается весь потенциал человеческой любви. Не став родителем, человек не может считать себя полностью реализованным, несмотря на все свои творческие достижения. Родительская любовь имеет огромное значение для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. В процессе развития ребенок отождествляется с тем членом семьи, кто лидирует, учит, наказывает, в конце концов: в нем он находит продолжение себя, эталоном социального начала. Поговорим о том, как это происходит с мальчиками. Роль члена семьи, который доминирует в семье, становится стереотипом, калькой для формирования его социального характера в целом. По заложенным природой качествам эту роль всегда играет отец. Пассивный родитель (мать), напротив, выполняет для сына такую роль защитника, того, с кем ребенок чувствует себя в безопасности. Именно мать, как выразитель любви, нежности и заботы, должна стать для сына эталоном объекта любви. Он стремится быть похожим на отца и в юношеском возрасте будет искать спутницу жизни, похожую на мать. Что касается девочек. Распределение ролей между мужем и женой остается прежним, но роль воспитателя девочки обычно берет на себя мать, а отец балует. Тем не менее, для девочки очевидно, что отец в семье — хозяин, или субъект, а мать — объект. Но наказывает все же мама! Уже в подростковом возрасте отец может, что называется, "гонять" дочь, но в ее воображении именно его стереотип будет преобладать при выборе спутника жизни. Все это не значит, что в семье женщина непременно должна быть "да убоится своего мужа". Совсем не обязательно бояться. Но право быть первым по отношению к сыну должно быть у отца! И сын должен быть уверен, что это слово отца что-то значит, имеет вес. И еще интересно. Сто лет назад, когда большая часть населения жила в деревнях, когда была одна большая семья, когда отец был Хозяином и Отцом — и первое слово его, и последнее тоже его — много ли тогда было проблем с поло- ролевой идентификацией у мальчиков? Такова сила благополучной семьи и сегодня перед всеми информационными потоками, какими бы они ни были.

Супружеская любовь. Наверное, всем знакома мысль о том, что самое лучшее, что может сделать отец для своих детей, это любить их мать. Любой ребенок для того, чтобы вырасти хорошим человеком и добиться успеха в жизни, должен увидеть в любви папы и мамы определенную закономерность. Он впитает образец супружеской любви как губка. Закон номер один в супружеской любви: если у родителей может быть много детей, а у детей — много братьев и сестер, то у супругов все наоборот. Может быть только один муж и только одна жена. Верность в браке — это нравственная защита семьи: повышается взаимное доверие, совершенствуется любовь и обретается защита от разводов и неразрешимых обид. Иногда можно услышать, что любовь мужчины и женщины — самая сложная. Некоторые даже боятся любить. Почему так происходит? Причина еще в еще одном законе: чтобы любовь мужчины и женщины состоялась, в ней (если, конечно, речь не идет лишь о влюбленности) должны соединиться все типы любви. Здесь мужчина любит женщину и как муж, как друг, как отец (когда ей требуется его поддержка и руководство), как сын (когда она заботится о нем), как старший брат (когда он защищает ее), и как младший брат (когда она помогает ему в чем-то). То же самое касается женщины. Получается, что супруги — не только супруги по отношению друг к другу. Они и родители, и брат, и сестра, и дети. Утрачивая эти роли в супружеской любви, муж и жена приходят к кризису любви. Все дело в том, что, участвуя в жизни другого, вкладываясь в него, супруги генерируют связующую силу, которая становится поддержкой их любви. Без этого любовь не может долго жить. Любовь — это самоотдача. И потому она так сложна. Дети должны обучиться способности любить безусловно, бескорыстно на примере собственных родителей. Третий закон супружеской любви: мужем и женою могут быть только мужчина и женщина. Взаимодополняя друг друга, как две половинки одного целого, они обретают целостность. Доказано также, что мужчина и женщина дольше живут и здоровее физически, разделяя любовь друг с другом.

 

Только в этих отношениях человек способен дать рождение новой жизни и продолжить свой род. Это наделяет любовь мужчины и женщины вечной ценностью. Гетеросексуальное поведение предначертано нам от рождения анатомией человеческого тела, закреплено культурными (религиозными) традициями и нормами. Универсальные, философские представления о целостности человека также поддерживают гетеросексуальное поведение.

Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.


Нравственные ориентиры семьи.

Культура отношений в семье напрямую зависит от уровня нравственности, воспитанной с детства. В семье происходят процессы сохранения, производства и трансляции культурных ценностей. Одни ценности общекультурные, другие семейные, но, так или иначе, семья это один из важных агентов социализации, который помогает усваивать не только социальные нормы, но и способствует формированию ценностной структуры в целом. Наиболее значимая нравственная ценность семьи: забота о близких. Она базируется на принципах альтруизма, поэтому ориентирована на бескорыстное участие в жизни родных, взаимопомощь. Благоприятными условиями формирования этой ценности является поддержание родственных связей и отношений с близкими родственниками. Тому же принципу отвечает и ценность «уважение к старшим». В ней нередко заменяется личностно-нормативный (чувство морального долга) мотив действия на эмоциональный (сочувствие).  Особого внимания заслуживает культура общения родителей и детей, поскольку молодые родители имеют размытое представление о цели и стиле воспитания, у них не отработан социокультурный механизм влияния на личность ребенка в процессе взаимодействия. Поэтому дружбу родителей и детей мы также вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

 

Конечно, вряд ли найдется много счастливых семей, где бы не испытывали тех или иных трудностей в общении со своими детьми. Недаром народная мудрость гласит: маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. Но и взрослеющие дети тоже далеко не всегда бывают удовлетворены сложившейся в семье системой отношений с родителями. В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений родителей и детей разных возрастов? Известный советский психолог А. В. Петровский выделяет пять типов отношений: диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество. Даже неискушенный в вопросах педагогики человек, казалось бы, "проголосует" за сотрудничество, а не за конфронтацию. Но в реальной жизни сотрудничество удается далеко не всем. В самом деле, ведь приказать, заставить ребенка что-то сделать проще, чем убедить в необходимости поступить именно так, как считают необходимым родители. И если с подростками родителям не всегда удается прибегнуть к прямому нажиму, то с малышами они зачастую не церемонятся. Между тем система отношений родителей и детей складывается постепенно, от нее зависят черты личности растущего ребенка. Если в детстве он был лишен возможности свободного выбора линии своего поведения, если с ним постоянно общались с позиции силы, вряд ли в отрочестве можно будет ожидать от него самостоятельных решений, волевых усилий. Подобные отношения нередко способствуют воспитанию в человеке качеств лицемера, агрессора. Вместе с тем, разумеется, есть ситуации, когда не в чем убеждать, когда родительская правота очевидна всем, кроме маленького упрямца. Неужели и тогда нельзя прибегнуть к "волевому решению"? Все родители знают, что воспитать ребенка, не произнося слова "нельзя", невозможно. Но истинно мудрые родители умеют каждое "нельзя" уравновешивать "можно". "Трогать чайник нельзя, горячий, обожжешься, будет больно, вот попробуй, горячо? Посмотри, а вот ложки, давай-ка накроем стол к чаю". Умелое соблюдение равновесия между "нельзя" и "можно" зачастую позволяет избежать конфликта.

 

Опека, как ни странно, сродни диктату. Только действуют здесь не "таской", а "лаской". Однако результаты ее во многом схожи с теми, что и при диктате: дети лишены самостоятельности, инициативы, они не решают ни вопросов, касающихся их лично, ни тем более всей семьи. Опека создает тепличные условия, при которых ребенок не может развиваться нормально. Неумейки чаще всего родом из семей, где принято детей постоянно опекать. Конфронтация обычно привносит в семейную атмосферу напряженность, раздражение членов семейного коллектива накапливается и нет-нет, да и прорывается то в злорадстве по поводу неудачи кого-то, то в шумном и некрасивом конфликте, в который втягиваются все. В проигрыше в этой ситуации оказываются и родители, и дети, и победителя здесь нет и быть не может. Невмешательство или мирное сосуществование царит в отношениях между родителями в семьях, которые журналистка Т. Афанасьева называет "дом-гостиница". Здесь взрослые живут своей жизнью, а дети - своей. Здесь нет семейного очага, нет притяжения, эмоционального магнита. Взрослые считают, что дети их растут самостоятельными, а тем не очень-то уютно в таком доме. В подобных семьях часто встречаются черствость, равнодушие к беде, да и просто заботам близкого.

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье педагоги и психологи считают сотрудничество. Оно зиждется прежде всего на глубоком взаимном уважении взрослых и детей. Причем родители здесь не играют в демократию и уважение со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких личностями, заслуживающими уважения. В таких семьях большинство вопросов решается коллегиально, на семейном совете, где дети имеют право совещательного голоса, к их мнению прислушиваются и стараются его учитывать. Дети здесь полноправные члены коллектива. У них свои постоянные трудовые поручения, они участвуют в решении финансовых проблем, а главное, каждый день и час учатся сопереживать, сочувствовать всему происходящему в доме, соучаствуют в жизни родителей. Такие семьи отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды. Это не значит, что они избавлены от конфликтов, периодов взаимного недовольства и отчуждения, но здесь непреходящей нравственной ценностью считаются добрые отношения. И при выяснении недоразумений, при выяснении конфликтов всегда помнят о том, что не так уж важно доказать неправому его неправоту, куда важнее сохранить добрые чувства друг к другу. А уверенность в том, что мир и лад в доме - высшая ценность, помогает сдержать гнев и готовый сорваться с губ упрек. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что еще никто никогда криком не смог ничего доказать. Крик рождает только видимость решения проблемы, вызывает ответную резкость.

 

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед, рождающихся в совместной деятельности. Именно в эти минуты, часы общения рождается взаимопонимание, дети "раскрываются" перед родителями, а те - перед детьми.


Семейные традиции.

В семьях, где умеют ценить общение, возникает зачастую, скажем так, свое, традиционное время общения. У одних — это вечерний чай, за которым собирается все семейство, у других - время для общей трапезы и беседы находится раз в неделю, по воскресеньям, пусть реже, но оно свято для каждого члена семьи и является настоящей семейной традицией. Семейные традиции - понятие широкое, оно не ограничивается лишь совместным празднованием юбилеев, дней рождений и проведением досуга. В традициях находит свое выражение культура семьи, ее нравственные устои. Семейные традиции являются важнейшим началом, объединяющим и укрепляющим семью.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей.

Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни ребёнка, определять собой предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда ребёнок с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.

Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Семейный обед/ужин. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.

Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей, так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.

Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.

Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.

Дни памяти умерших родных и близких.

Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

 

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или… Разнообразие вариантов зависит от настроения и фантазии членов семьи. Все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по себе и сознательно внесенные в семью. Целенаправленное формирование семейных традиций – значимый процесс, неразрывно связанный с родительским просвещением, формированием и развитием родительских компетенций. Порядок организации жизни семьи (уклад) определяется главой семьи, совместными решениями мужа и жены или взрослыми и детьми. Отношения между членами семьи строятся на основе уважения, доверия, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности за качество домашней жизни. Члены семьи по мере необходимости согласовывают отношение к жизни, к отдельным событиям, а также понимание общечеловеческих ценностей: доброта, порядочность, образованность, семья, Родина, гражданин и др. Взрослые учатся сами и учат детей умению договариваться, любить, быть благодарными, прощать и просить прощения. Взрослые и дети изучают историю своего рода, создают и берегут семейные традиции, дорожат своей фамилией, умеют защищать честь семьи. Интересными традициями семей могут быть создание семейного портфолио (с блоками «визитка семьи», «история семьи», «гордость семьи», «словарь семейного счастья», «перспективы семьи»), родовая книга, письма себе и членам семьи, технология формирования и корректировки родительской позиции «ситуации», «церемонимся», «любовные записочки». Эти и другие бесценные советы о том, какими могут стать новые традиции вашей семьи, подготовлены живым классиком родительского образования Еленой Бачевой и изложены в её книге «Родительству стоит учиться».

 

Эффективной семейной традицией является периодическая рефлексия добрых дел, сделанных членами семьи. В современных условиях, когда семья во многом утратила свою экономическую функцию, насущным является создание традиций, связанных с общим ведением хозяйства – огород, домашние животные, охота, рыбалка и прочие. Ещё один аспект сознательно привносимых в семью традиций связан с необходимостью преодоления детского одиночества, правильным распределением приоритетов родительского времени. Важнейшим в общении с детьми является ритмы, ритуалы и режим. Правильный родительский тайм-менеджмент и связанные с ним внутрисемейные действия – залог успешного развития как семьи в целом, так и маленького человека, возрастающего в ней.


 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.