Пункт коррекционно-педагогической помощи
ГУО «Средняя школа № 28 г. Витебска»
Учитель-дефектолог:
Романенко Ирина Ефимовна - образование высшее дефектологическое, категория высшая квалификационная, стаж работы по специальности свыше 20 лет.
Бабичева Елена Николаевна
График работы пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП):
Понедельник-пятница 12.00-18.00
По состоянию на 1 сентября 2020 года коррекционно-педагогическую помощь получают 42 учащихся 1-4 классов
Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные нарушения письменной и устной речи.
Направления работы учителя-дефектолога ПКПП:
коррекция звукопроизношения;
развитие фонематических процессов;
пополнение активного и пассивного словаря;
формирование грамматического строя речи;
развитие связной речи;
совершенствование навыков письма и чтения;
развитие внимания, памяти, мышления;
формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля
Система работы по оказанию коррекционно-педагогической
помощи в пункте
- Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно - педагогической помощи;
- Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному усвоению содержания образовательной программы общего среднего образования;
- Предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития обучающихся;
- Формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
- Повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;
- Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.
Вся система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности.
Главные задачи:
- осуществлять углубленное психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
- создавать необходимую коррекционно-развивающую среду для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- формировать общие способности к обучению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровне общего базового образования;
- повышать уровень интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля;
- разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
- консультировать педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)
осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
- заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- заявление законного представителя учащегося.
Отчисление из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:
- исправление нарушений физического и (или) психического развития;
- смена места жительства;
- перевод в иное учреждение образование;
- отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.
Коррекционно-педагогическую помощь в 2020/ 2021 учебном году в ПКПП получают учащиеся, имеющие следующие речевые нарушения:
- акустико-фонематическая дислалия;
- артикуляторно-фонематическая дислалия ;
- трудности формирования навыков письма и чтения;
- дизартрия, фонетическое недоразвитие речи;
- дислексия;
- акустическая дисграфия;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Коррекционные занятия проводятся индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы - 2-4 человека.
Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Обследование и распределение учащихся по группам, подгруппам или индивидуально проводится учителем-дефектологом в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.
Занятия начинаются с 16 сентября по 25 мая по утвержденному календарно-тематическому планированию для каждой подгруппы или группы учащихся.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
Продолжительность занятий:
- групповых – 30-45 минут;
- подгрупповых – 25-35 минут;
- индивидуальных – 15 – 40 минут.
Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 3-4 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.
Кабинет ПКПП условно разделен на функциональные зоны: учебную, информационную, игровую, релаксационную, сенсорную, рабочее место учителя-дефектолога, зону коррекции звукопроизношения, зону технических средств обучения.
Развивающая среда пункта коррекционно-педагогической помощи создает такие условия для детей, при которых они проявляют самостоятельность в выборе игрового и учебного материала, исходя из их потребностей, интересов, возможностей, и где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает.
Учебная зона рабочего кабинета обеспечивает успешное проведение коррекционных занятий и содержит: 4 парты и 8 стульев, которые можно регулировать по высоте;классную магнитную 2-х створчатую зеленую доску; рабочий стол учителя-дефектолога, стол для компьютера и принтера, комбинированный шкаф с документацией пункта и разработками занятий по диагнозам.
В зоне коррекции звукопроизношения проводится работа по развитию речевого дыхания, формированию артикуляционных укладов нарушенных звуков. Для осуществления данной работы имеется специально оборудованное место (большое зеркало и индивидуальные зеркала, парта на два посадочных места, дидактические пособия и зрительные опоры для проведения артикуляционной гимнастики).
Игровая зона способствует развитию двигательной активности детей и ритмопластики, ориентировке в схеме собственного тела. В этой зоне размещены настольно-печатные игры и игрушки. Их многообразие позволяет ребятам выбрать для себя более интересную и желанную игру.
Зона сенсорного опыта способствует обеспечению социального развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений.
Зона оснащена играми и пособиями, которые способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, дидактическими пособиями для формирования представлений о форме, цвете, размере, величине, времени, материалами для развития обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Имеются бусы разных цветов, природный материал (сосновые и еловые шишки, желуди, каштаны, грецкие орехи, морские камушки, кора сосны, кора березы), материал для закрепления цвета (конструктор), счетные палочки, мешочки с разными ароматами, мячи с разной поверхностью, геометрические формы и др.
Зона релаксации оснащена мягким детским диванчиком, на стене красочное панно (чудо-дерево), угловой шкаф с набором оборудования для релаксации (светильник «Ночное небо» с проигрывателем, аромалампа с набором масел, калейдоскопы, светильники, чудо-коробочки). Имеется звукозапись голосов птиц, шум моря, журчание ручейка, записи мелодий из серии «Лечебные силы звука» (РушельБлаво «Океан небытия», «Мысли добра»), которые позволяют детям снять отрицательные эмоции и расслабиться. Релаксационная зона позволяет накоплению сенсорно-эмоциональными впечатлениями. Здесь проводятся логоритмические упражнения.
Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса размещена во внутреннем шкафу, доступна для всех детей и одновременно не создает пернасыщенности кабинета множеством пособий, не отвлекает учащихся во время учебного процесса. В данной зоне имеются:
наборы для рисования (15 трафаретов по лексическим темам, раскраски, обводки, штриховка, краски, карандаши, фломастеры, пластилин);
прописи для укрепления мелких мышц рук (более 70 трафаретов и прописей);
игра на точность и координацию движения рук «На крючке»;
игра-раскраска «Мега динозавры»;
- Конструктор «Цепляющиеся шарики»
- Лаберинт - шарики
Рабочее место учителя-дефектолога и зона технических средств обучения создана для обеспечениякоррекционно-педагогического процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы. В ПКПП имеется компьютер и МФУ (принтер, сканер, ксерокс). Имеется доступ к Интернету. В работе используются современные компьютерные технологии (тренажеры, презентации, программы, игры, пособия и др.).
Информационно-консультативная зона создает информативное поле для родителей и рабочего места для проведения консультаций.
В кабинете имеется стенд «Информация учителя-дефектолога», стол и стулья для родителей, печатный вариант более консультаций, рекомендаций и советов по тем проблемам, которые имеются в работе с детьми ОПФР.