Страничка учителя-дефектолога

Дата: 3 января 2018 в 09:45, Обновлено 17 декабря 2019 в 09:14

Пункт коррекционно-педагогической помощи

ГУО «Средняя школа № 28 г. Витебска»

Учитель-дефектолог:

Романенко Ирина Ефимовна - образование высшее дефектологическое,   категория высшая квалификационная, стаж работы по специальности свыше 20 лет.

По состоянию на 1  сентября  2019 года коррекционно-педагогическую  помощь  получают 41 учащихся 1-4 классов

 Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные  нарушения письменной и устной речи.

Направления работы учителя-дефектолога ПКПП:

коррекция звукопроизношения;

развитие  фонематических процессов;

пополнение  активного и пассивного словаря;

формирование  грамматического строя речи;

развитие связной речи;

совершенствование навыков письма и чтения;

развитие  внимания, памяти, мышления;

формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля

Система работы  по оказанию коррекционно-педагогической

 помощи в пункте 

  • Изучение индивидуально-психологических особенностей  обучающихся  с целью определения оптимальных путей оказания  им коррекционно - педагогической помощи;
  • Исправление  или ослабление  индивидуальных  нарушений развития  обучающихся, препятствующих успешному  усвоению   содержания образовательной  программы  общего среднего образования;
  • Предупреждение возникновения вторичных нарушений  психофизического  развития обучающихся;

  • Формирование общих способностей к учебной деятельности  с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов  общего среднего образования;
  • Повышение уровня  интеллектуального развития обучающихся за счет  развития психических процессов;
  • Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций  самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Вся система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности.

Главные задачи:

  • осуществлять углубленное психолого-педагогическое  обследование ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
  • создавать необходимую коррекционно-развивающую среду для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
  • формировать общие способности к обучению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов  на уровне общего базового образования;
  • повышать уровень интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля;
  • разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
  • консультировать педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

 осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании следующих документов:

  • заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • заявление законного представителя учащегося.

Отчисление из ПКПП  осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами  ЦКРОиР и  утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

  • исправление нарушений физического и (или) психического развития;
  • смена места жительства;
  • перевод в иное учреждение образование;
  • отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.

Коррекционно-педагогическую помощь  в 2019/ 2020 учебном году в ПКПП получают учащиеся, имеющие следующие речевые нарушения:

  •  акустико-фонематическая  дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая  дислалия ;
  • трудности формирования навыков письма и чтения;
  • дизартрия, фонетическое недоразвитие речи;
  • дислексия;
  • заикание;
  • дисграфия (акустическая, аграмматическая, артикуляторно-акустическая,    дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
  • акустическая дисграфия;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Коррекционные занятия проводятся   индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы -  2-4 человека.

Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка  учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Обследование и распределение учащихся по группам, подгруппам или индивидуально  проводится  учителем-дефектологом  в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Занятия начинаются   с 16 сентября по 25 мая  по утвержденному календарно-тематическому планированию для каждой подгруппы или группы учащихся.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается   руководителем учреждения образования.  Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Продолжительность занятий:

  • групповых – 30-45 минут;
  • подгрупповых – 25-35 минут;
  • индивидуальных – 15 – 40 минут.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет  3-4  раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

 Кабинет  ПКПП условно разделен на функциональные зоны: учебную, информационную, игровую, релаксационную, сенсорную, рабочее место учителя-дефектолога, зону коррекции звукопроизношения, зону технических средств обучения.

Развивающая среда пункта коррекционно-педагогической помощи создает такие условия для детей, при которых они проявляют самостоятельность в выборе игрового и учебного материала, исходя из их потребностей, интересов, возможностей, и где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает.

Учебная зона рабочего кабинета обеспечивает  успешное проведение коррекционных занятий и содержит:  4 парты и 8 стульев, которые можно регулировать по высоте;классную магнитную 2-х створчатую зеленую  доску;  рабочий стол учителя-дефектолога,  стол  для компьютера и принтера, комбинированный шкаф с документацией пункта и разработками занятий по диагнозам.

 

В зоне коррекции звукопроизношения проводится работа по развитию речевого дыхания, формированию артикуляционных укладов нарушенных звуков. Для осуществления данной работы имеется специально оборудованное место (большое зеркало и индивидуальные зеркала, парта на два посадочных места, дидактические пособия и зрительные опоры для проведения артикуляционной гимнастики).

 

Игровая зона способствует развитию двигательной активности детей и  ритмопластики, ориентировке в схеме собственного тела. В этой зоне размещены настольно-печатные игры и игрушки. Их многообразие позволяет ребятам выбрать для себя более интересную и желанную игру.

 

Зона сенсорного опыта способствует обеспечению социального развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений.

Зона оснащена играми и пособиями, которые способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, дидактическими пособиями для формирования  представлений о форме, цвете, размере, величине, времени, материалами  для развития обоняния, осязания, вкусовых ощущений.  Имеются бусы разных цветов, природный материал (сосновые и еловые шишки, желуди, каштаны, грецкие орехи, морские камушки, кора сосны, кора березы), материал для закрепления цвета (конструктор), счетные палочки,  мешочки с разными ароматами,  мячи  с разной поверхностью, геометрические формы и др.

Зона релаксации оснащена мягким детским диванчиком, на стене красочное панно (чудо-дерево), угловой шкаф с набором оборудования для релаксации (светильник «Ночное небо» с проигрывателем, аромалампа с набором масел, калейдоскопы, светильники, чудо-коробочки). Имеется звукозапись голосов птиц, шум моря, журчание ручейка, записи мелодий из серии  «Лечебные силы звука» (РушельБлаво «Океан небытия», «Мысли добра»), которые позволяют детям снять отрицательные эмоции и расслабиться. Релаксационная зона позволяет накоплению сенсорно-эмоциональными  впечатлениями. Здесь проводятся логоритмические упражнения.

 

Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса размещена во внутреннем шкафу, доступна для всех детей и одновременно не создает пернасыщенности  кабинета множеством пособий,  не отвлекает учащихся во время учебного процесса. В данной зоне имеются:

наборы для рисования (15 трафаретов  по лексическим темам, раскраски, обводки, штриховка, краски, карандаши, фломастеры, пластилин);

прописи для укрепления  мелких мышц рук (более 70 трафаретов и прописей);

игра на точность и координацию движения рук «На крючке»;

игра-раскраска «Мега динозавры»;

  • Конструктор «Цепляющиеся шарики»
  • Лаберинт - шарики

Рабочее место учителя-дефектолога и зона технических средств  обучения создана для обеспечениякоррекционно-педагогического процесса вспомогательными средствами обучения  с целью улучшения качества коррекционной работы. В ПКПП имеется компьютер и  МФУ  (принтер, сканер, ксерокс). Имеется  доступ  к Интернету. В работе используются современные компьютерные технологии (тренажеры, презентации, программы, игры, пособия и др.).

Информационно-консультативная зона  создает  информативное  поле  для родителей  и рабочего места для проведения консультаций.

В кабинете имеется стенд «Информация учителя-дефектолога», стол и стулья для родителей, печатный вариант более консультаций, рекомендаций и советов по тем проблемам, которые имеются в работе с детьми ОПФР.

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.